ФРЕЙДИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

И человек всю свою жизнь мечется между двумя этими страхами. Он задал тон для глобальных изменений в нашей культуре: Его концепция бессознательного бесконечно расширила представления каждого современного человека. Она не только породила психоанализ, но изменила наши взгляды на медицину, психологию и этику. Ни одна общественная наука не обошлась без его влияния. На эти стороны личности обращали слишком мало внимания, их в значительной степени подавляли, поскольку со времен Возрождения западное мышление ориентировалось на рационализм см. Хотя у Кьеркегора, Ницше и Фрейда были свои особые мотивы для критики рационализма, их объединяет одно общее убеждение в том, что современное мышление упускает из виду какие-то элементы, без которых невозможно понять человека. Иррациональные корни поведения человека не принимались тогдашними учеными во внимание или же приписывались так называемым инстинктам.

Виды эмоций. Что такое тревога и страх

Патологические проявления здесь те же самые, что наступают и у других персон после кратковременного применения подобного рода сексуальной практики, причём не обязательно здесь быть ещё какой-либо дополнительной психической травме. Схоже можно оценивать и случай женщины, у которой невроз страха вспыхнул после потери ребёнка, или случай студента, который при подготовке к последнему государственному экзамену заболел неврозом страха.

Я не могу согласиться с приводимой врачами традиционной этиологией в том, и в другом случае. Но я бы ожидал встретить у студента пониженную активность мозга , а у матери погибшего ребёнка, как в нашем случае, - истерию. Клиническая симптоматология невроза страха .

Интересные фрагменты из книги «Что бы сказал Фрейд » что съела пудинг, меня обуяет чувство вины и даже ненависти к себе («Я никчемный мы переполнены виной, тревогой, ненавистью к себе и страхом.

Психологические термины и определения СТРАХ Страх тревога также, как и агрессия, является одним из важнейших психических феноменов человека, исследования которого зачастую рождают целые направления в психологии. В концепции динамической психиатрии страх тревога , как и агрессия, представляет собой центральную гуманную функцию, расположенную в неосознаваемом ядре личности и выполняющую роль важнейшего индикатора и регулятора взаимоотношений индивида со средой, необходимого как условие проявления активности, приобретения нового опыта, поддержания и развития Я-идентичности.

Другими словами, именно тревога позволяет субъекту правильно ориентироваться в сложном мире объектных отношений, справляться с реальностью, контактировать человеку с самим собой, со своим бессознательным и, тем самым, быть способным устанавливать контакты с другими лицами и группами. При этом важно отметить, что тревога у человека возникает во всякой ситуации, требующей подтверждения своей идентичности, и, фактически является энерго-регуляторным механизмом преодолевающего копинг- поведения.

Для нормального развития Я-идентичности в условиях различного рода опасности требуется наличие определенного уровня чувства страха тревоги и особенно - способности сосуществовать с ним. Конструктивный страх имеет важную сигнальную, защитную и ориентировочную функцию, например, при оценке степени опасности. Конструктивная личность характеризуется психологической устойчивостью толерантностью к тревожным переживаниям и умением принимать обоснованные, взвешенные решения в ситуациях ответственного выбора как в повседневных стационарных , так и в экстраординарных экстремальных условиях.

Для нее также характерна способность к контактам и активному привлечению других людей для разрешения собственных трудностей, сомнений, опасений и страхов, а также способность чувствовать тревожные переживания других и оказывать поддержку в их преодолении. Деструктивный страх Деструктивный страх представляет собой деформацию искажение регуляторной составляющей механизма совладания с тревогой, с утратой активности, обеспечивающей психическую интеграцию личности.

Сформированное таким образом у ребенка базисное недоверие к миру приводит к чрезмерной фрустрации его чувства безопасности, бессознательно сопровождая личность во всех ее последующих отношениях с реальностью и деформации межличностного взаимодействия как важнейшего способа преодоления переживаемой угрозы. Одной из целей гуманструктуральной терапии является превращение деструктивного страха в конструктивную силу, то есть восприятие его как двигателя развития идентичности человека, ибо каждый новый шаг по направлению к собственной идентичности связан с открытием границ Я и, тем самым, со страхом.

В этой связи предел готовности терпеть страх сосуществовать вместе с ним определяет возможность позитивных изменений в ходе психотерапии.

Объективная тревога возникает в ответ на реальные опасности окружающего мира. В основном это синоним страха. Она может ослаблять способность человека эффективно справляться с источником опасности. Реалистическая тревога стихает, как только исчезает сама угроза. В целом реалистическая тревога обеспечивает функцию самосохранения. Тревога в данном случае проистекает из страха, что, когда ты сделаешь что-то ужасное, это повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия.

Зигмунд Фрейд (допустимо также Фройд; нем. Sigmund истерические симптомы, а также проявления, выражающееся в виде тревоги, страха и фобий.

Ален Бадью условно разделяет творчество психоаналитика на три периода [ За это ряд критиков обвиняли Лакана в попытках превратить психоанализ в своеобразную языковую игру, мало пересекающуюся с лечением неврозов. Как раз в это время в фокус его внимания попадает регистр реального, и он разрабатывает клинику наслаждения в дополнение к клинике означающего , подчеркивая тем самым, что психоанализ не исчерпывается одними интерпретациями и работой со словами. Напротив, он воздействует на реальное при помощи аналитических актов, одним из которых является интерпретация.

Также именно здесь он формулирует ключевые для последующих десяти лет своего творчества темы — несимволизируемого тела, объекта наслаждения, психоаналитического акта, взгляда и женской сексуальности. История страха Начиная с года, то есть с момента рождения психоанализа, вопрос о неврозе страха , оставался и остается в центре внимания Фрейда; да и рождению своего метода он во многом обязан именно исследованиям неврозов страха и истерии.

Эта тема проходит красной нитью через все творчество и клиническую работу Фрейда, и в своих последних работах он вновь возвращается к теме страха.

Глава 9. Страх

Фрейда В этом же контексте, но уже не с точки зрения теологии, а скорее с точки зрения психопатологии исследовал природу страха основатель психоанализа 3. Анализируя феномен табу в первобытных обществах, Фрейд видит в нем аналог того страха, которым сопровождаются невротические состояния душевнобольных: Под страхом по большей части понимают субъективное состояние, в которое попадают благодаря ощущению"развития страха", и называют его аффектом. Табу, по Фрейду, является очень древним запретом, наложенным извне каким-нибудь авторитетом и направленным против сильных вожделений людей.

Страх преступить запрет и в то же время влечение к запретному составляет характерную черту не только первобытного сознания:

I В), а также противоположное: Unheimlich; сумерки, вызывающие чувство неприятного страха. Тот показался ему жутким, призрачным.

Страх Уважаемые дамы и господа! То, что я сказал вам на прошлой лекции об общей нервозности, вы посчитали, наверное, самым неполным и самым недостаточным из моих сообщений. Я это знаю и думаю, что ничто не удивило вас больше, чем то, что в ней ничего не было сказано о страхе, на который жалуется большинство нервнобольных, считая его самым ужасным своим страданием, и который действительно может достичь у них громадной интенсивности и привести к самым безумным поступкам. Но, по крайней мере в этом вопросе, я не хотел быть кратким; напротив, я решил особенно остро поставить проблему страха у нервнобольных и подробно изложить ее вам.

Сам по себе страх мне не нужно вам представлять; каждый из нас когда нибудь на собственном опыте узнал это ощущение, или, правильнее говоря, это аффективное состояние. Но я полагаю, что никто никогда достаточно серьезно не спрашивал себя, почему именно нервнобольные испытывают страх в гораздо большей степени, чем другие. Но мы не имеем на это никакого права; есть боязливые люди, но вовсе не нервные, и есть нервные, страдающие многими симптомами, у которых нет склонности к страху.

Как бы там ни было, несомненно, что проблема страха — узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь. Не стану утверждать, что могу вам дать ее полное решение, но вы, конечно, ожидаете, что психоанализ и к этой теме подходит совершенно иначе, чем школьная медицина.

Тревога по Фрейду

Фрейда страх подразделяется на два вида: Источником страха выступает Сверх-Я Идеал-Я. Разумеется, ранний психоанализ различал рациональный страх страх перед какой-то опасностью и иррациональный страх, являющийся следствием нереализованных жизненных стремлений и проявляющийся как способ функционирования супер-эго. Он проводит различие между невротическим и реальным страхом.

Отрывок из книги историка Яна Плампера об «Исследованиях истерии», идее страха и роли эмоций в психическом развитии ребенка.

На мой взгляд невропатология только выиграет от того, что сделает попытку обособить от собственно неврастении все те невротические расстройства, симптомы которых с одной стороны намного более прочно связаны между собой, чем с типичными неврастеническими симптомами боли в голове и спине, диспепсия с метеоризмом [вздутием живота] и запор , а с другой стороны существенно различаются в своей этиологии и механизмах от типичного неврастенического невроза.

Если мы согласимся с таким подходом, тогда мы сможем описать довольно связанную картину неврастении. Но решающие изменения можно будет произвести, если решиться выделить из неврастении тот симптомокомлекс, который я буду сейчас описывать и который наиболее полно соответствует выше перечисленным условиям. Симптомы этого комплекса клинически намного больше связаны друг с другом, чем с подлинной неврастенией то есть, симптомы выделенного нами комплекса очень часто выступают вместе и легко замещают друг друга в ходе болезни , да и этиология, а также механизмы нового невроза существенно отличаются от этиологии и механизмов подлинной неврастении, если рассматривая последнюю мы будем исключать из неё новый невроз.

Одно время я считал, что таким подходом к симптомам невроза страха я был первым, пока на глаза мне не попал интересный доклад Хеккера[1], в котором схожий подход изображён как нельзя ясно и полно. О ларвированных и абортивных состояниях страха при истерии. А в другом исследовании страх рассматривается в качестве одного из главных симптомов неврастении: Правда, Хеккер в отличии от меня отнюдь не пытается отделить от целостной неврастении те симптомы, которые он рассматривает в качестве эквивалентов или рудиментов приступов страха.

Очевидно, что это связано с тем, что Хеккер никак не учитывает различие этиологических условий там и тут. Зная об этих различиях мы не будем торопиться относить симптомы страха к подлинно неврастеническим симптомам. Произвольно выбранное нами новое название невроза на самом деле имеет серьёзную цель, облегчить нам нахождение существенных закономерностей. До некоторой степени полными и при этом самостоятельными изолированными случаями естественно будут те, что особенно в большой степени поддерживают нашу идею о том, что невроз страха представляет из себя обособленную клиническую единицу.

Клиническая картина невроза страха охватывает следующие симптомы: Я говорю об этом симптоме потому, что в случае невроза страха он появляется постоянно, да и теоретически представляет большой интерес.

Часть 2. Теория и методология психоанализ

Инстинктивно- обусловленная Для тревоги и для многих форм страха в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил разнос от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередного нагоняя. При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы.

В истерическом неврозе тело становится больным от страха быть Терпение и чувство меры [mesure] являются инструментами.

Это расщепление психики и личности первобытного человека объяснялось Фрейдом тем, что якобы в результате убийства и каннибалистского акта первобытные люди обрели неведомое нм ранее чувство вины, которое испытывали братья перед убитым и съеденным отцом, и чувство страха разделить впоследствии его участь. По мысли Фрейда, эти чувства вынудили братьев-отцеубийц заключить своеобразный общественный договор об отказе от сожительства с женами отца запрещение инцеста и об отказе от убийства запрещение убийства.

Так, по Фрейду, чувства вины и страха привели первобытных людей к установлению табу норм-запретов поведения и первых социальных ценностей. Мифологизируя жизнь первобытной орды, Фрейд экстраполировал эту мифологизацию на жизнь современного общества. Он утверждал, что последовательный прогресс цивилизации был во многом обусловлен чувствами вины и страха, которые инициировали первые ограничения изначальных и вечных аморальных влечений инцеста и убийства , вытекающих из Эдипова комплекса.

Однако, по Фрейду, влечения эти не исчезали, а передавались от поколения к поколению столь стабильно, что вполне отчетливо проявляются и в современных людях, хотя и подавляются, как правило, индивидуальным сознанием и общественной моралью. Фрейд полагал, что установление первых норм-запретов древнего общества табу обусловило переход сю к другому уровню организации — от орды с жестоким и ревнивым самцом во главе к братской общине с коллективной ответственностью, что послужило толчком к развитию общества и цивилизации.

Наряду с установлением системы табу, другим весьма важным историческим фактором этого периода Фрейд считал возникновение первобытной религии тотемизма , суть которой трактовалась им как символическое воскрешение убитого самца в образе зверя-тотема, место которого впоследствии занял бог.

Сколько стоит написать твою работу?

У Фрейда имеются не две, как многие привыкли считать, а три теории тревоги. Согласно первой теории, тревога является прямым следствием трансформации неудовлетворенного либидо. Вторая теория утверждает, что тревога, не только у детей, но и у взрослых, возникает тогда, когда Эго ощущает угрозу сепарации или потерю объекта в году Фрейд напрямую связал приступы тревоги у детей с переживанием отсутствия любимого человека: В году Фрейд выдвинул третью теорию тревоги, высказав идею о том, что тревога возникает тогда, когда Эго ощущает угрозу своей целостности описав это так: Подробнее я хочу остановиться на второй теории.

Фрейд отмечал, что в отличие от нормальной скорби, которая проживается преимущественно на сознательном уровне, патологическая скорбь развивается бессознательно.

Читайте 40 открытий Фрейда, после которых на многие привычные вещи заляжет чувство своей мужской несостоятельности или страх кастрации.

Защитные механизмы и совладающее поведение 9. Эмоции и их функции в жизни человека Эмоции - действующее лицо больших драм. Они - повседневный спутник человека, оказывающий влияние на все его дела и мысли. Несмотря на ежедневное переживание разнообразных эмоций, мы не слишком хорошо знаем их нравы и редко можем предвидеть, когда они появятся, когда покинут нас, когда помогут, а когда станут помехой. Существуют разные точки зрения на природу и значение эмоций.

Одни авторы Даффи, Линдсей полагают, что можно обойтись без самого понятия"эмоция", заменив его термином"активация". Другие утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека Томкинс. Есть мнение, что эмоции - это кратковременные состояния, наряду с пониманием их как феноменов, сопровождающих человека ежеминутно. Функции эмоций также трактуются неоднозначно.

Так, Арнольд, Лазарус приписывают им разрушительную и дезорганизующую силу, полагая, что они являются источником психосоматических заболеваний, а Изард, Маурер и Томкинс отводят им позитивную роль в организации поведения. Такое разнообразие представлений о сущности и функциях эмоций вызвано в первую очередь с тем, что они связаны с другими системами, прежде всего: Обычно эмоции противопоставляются когнициям, как аффект интеллекту, чувство разуму.

Виды эмоций. Понятия тревоги и страха

Действительно, тревожность часто сопровождается физиологическими симптомами, такими, как сердцебиение, испарина, понос, учащенное дыхание. Эти физические признаки появляются как при осознанной тревоге, так и при неосознанной. Например, перед экзаменом у пациента может быть понос и он может полностью сознавать наличие тревоги. Но сердцебиение или частые позывы к мочеиспусканию могут возникать и без какого-либо осознания тревоги, и лишь позднее человек начинает понимать, что испытывал тревогу.

Хотя физические проявления эмоций особенно заметно выражены в тревоге, они характерны не только для нее.

Ключевые слова: Страх, Тревога, Антропология, Социальные чувства, .. З. Фрейд разграничивает понятия реальной и невротической тревоги, полагая, .

Как и последний, он возникает из неиспользованного либидо и замещает недостающий объект любви внешним предметом или ситуацией. Любая истерическая фобия восходит к детскому страху и продолжает его, даже если она имеет другое содержание и, следовательно, должна быть иначе названа. Различие обоих заболевании кроется в [их] механизме. Для превращения либидо в страх у взрослого недостаточно того, чтобы либидо в форме тоски оказалось неиспользованным в данный момент. Он давно научился держать его свободным и использовать по-другому.

Но если либидо относится к психическому импульсу, подвергшемуся вытеснению, то создаются такие же условия, как у ребенка, у которого еще нет разделения на сознательное и бессознательное, и благодаря регрессии на инфантильную фобию как бы открывается проход, по которому легко осуществляется превращение либидо в страх. Но это превращение аффекта — гораздо более важная часть процесса вытеснения.

Об этом не так-то легко говорить, потому что мы не можем утверждать, что существуют бессознательные аффекты в том же смысле, как бессознательные представления. Представление остается тем же независимо от того, сознательно оно или бессознательно; мы можем указать, что соответствует бессознательному представлению. Но об аффекте, являющемся процессом разрядки [напряжения] , следует судить совсем иначе, чем о представлении; что ему соответствует в бессознательном, нельзя сказать без глубоких раздумий и выяснения наших предпосылок о психических процессах.

Этого мы здесь не можем предпринять.

Как избавится от тревоги